РАССЫЛКА
 
 
 
 
   
   
 
 
 
 

Медико-психологическое консультирование с использованием системы цветотерапии "Странник". Тел. +7-921-345-80-71

"Свет через тьму красный, тьма через свет синяя". Гете.

ПРИГЛАШАЮ В ГОСТИ К ЮНГУ!

ИДЕИ ЮНГА.

Мы все еще далеки от понимания феномена жизни...
Идеи Юнга служат нам в этом процессе.


Юнговское мышление окрасило мир современной психологии.


Юнг обратил наше внимание к символической реальности.

В поисках смысла жизни, именно через опыт символической реальности, человек "находит путь обратно в мир, в котором он больше не странник".
Удивительное совпадение! Метод, помогающий человеку найти свой путь, восстановить целостность и здоровье - система "Странник". И его создатели обратили свой взгляд на идеи Юнга о коллективном бессознательном, наполненном архетипами, на исцеляющее воздействие геометрических символов.

Коллективное бессознательное - это, прежде всего, существующее вне человека природное психическое явление, содержание которого - архетипы, состоящие лишь из формы и энергии. Мировоззрение Юнга впитало в себя классическую немецкую философию, поэтому он рассматривает архетип как изначально, a priori, присутствующим в психике, подобно кантовской идеи, как образ божественного ума. Архетипы - это связь человека с божественным. Это способ проявления божественного (априорного) в нас. Важно понять, как и почему они несут свой смысл всякому живущему человеку. Мы можем ощущать особый чувственный тон архетипа, переживание существования божественного. Человеку архетипы даны в виде архетипических образов.

Коллективное бессознательное можно рассматривать как врожденный опыт, универсальную часть, в которой заключено то содержание и способы поведения, которые присутствуют везде и во всех людях, они составляют единый психический субстрат надличностной природы.Это скорее неизменная базовая схема. В сущности, архетипы являются инстинктивным вектором, направленным трендом, подобным импульсу у птиц. Архетип - гипотетическая модель, нечто вроде "модели поведения" в биологии. Архетип можно рассматривать как психическое побуждение, проявляющее себя в фантазиях и обнаруживающий себя только через символы. Это идеи в платоновском смысле, жизненные предрасположенности, активные формы психического, которые оказывают постоянное влияние на наши мысли, чувства и действия.

Носитель архетипа - образ, в котором он реализуется. Сами по себе архетипические образы - это высшие ценности человеческой души. Конкретные определенные мифологические образы или мотивы являются всего лишь возможными репрезентациями архетипа. Архетип - это, в сущности, бессознательное содержание, которое изменяется, когда оно становится осознанным и воспринятым, и использует краски индивидуального сознания, в котором оно проявляется. Только когда архетип осмысливается, он наполняется содержанием. Рациональное осмысление архетипов ничуть не снижает их ценности, даже наоборот, помогает не только почувствовать, но и увидеть их огромное значение. Архетип проявляется в бесконечном множестве аспектов. Например, архетип Матери может быть представлен как своя мать, мачеха, свекровь, теща, воспитательница, Богоматерь, София. Даже такие образы, как университет, страна, земля, вода, луна могут быть материнскими символами. Все самые мощные идеи и представления человечества сводимы к архетипам. Особенно это касается религиозных представлений. Но и центральные научные, философские и моральные понятия не являются здесь исключениями. Их можно рассматривать как варианты древних представлений, принявших свою нынешнюю форму в результате использования сознания, ибо функция сознания заключается не только в том, чтобы воспринимать и узнавать через ворота разума мир внешнего, но и в том, чтобы творчески переводить мир внутреннего во внешнее.

Сознающий разум освобождался, по мере того, как эволюционировал, от иллюзий, фантазий, архаических мыслей, главных инстинктов и других т.д., а бессознательное пытается их вернуть. Сознание человека, являющееся частью субъективной души - относительно недавнее приобретение природы. Современное сознание ощущается как нечто единое, но еще не достигло приемлемой степени целостности. Развиваясь, сознание постепенно захватывает бессознательные области.

Есть еще другая часть субъективной души - индивидуальное бессознательное. Содержание его - главным образом так называемые чувственные комплексы, личный опыт, приобретенный в течение жизни. Часть бессознательного состоит из множества временно затемненных мыслей, впечатлений, образов, выпавших из поля зрения (сознания), но продолжающих влиять на сознание. Там образы и настоящего времени и прошлого. Те образы, что прошли мимо сознания, они там живут своей жизнью и могут быть внезапно осознаны, поэтому там полно и зародышей будущих психических событий, которые могут стать источником гениальных открытий.

Душа человека - часть природы и не может познать свою собственную психическую сущность, мы не можем дать полное определение природы. Мы верим в ее существование и описываем, как умеем.
Душа человека имеет свою особенную структуру и форму. Все мы убеждены, что было бы совершенно невозможно понять живой организм вне его связи с условиями внешней среды. То же самое относится и к душе. Ее своеобразная организация также должна быть самым тесным образом связана с условиями внешней среды.

Задача психологов-практиков заключается в том, чтобы быстро разобраться в хаотической путанице самых сложных душевных состояний. Нужно уметь доступным образом характеризовать сложное и различать группы душевных фактов. Эти различия в свою очередь не должны быть произвольными, если нужно добиться взаимопонимания с моим объектом, то есть пациентом. Значит, психолог вынужден использовать простые схемы, которые, с одной стороны, удовлетворительно отображают эмпирические факты, а с другой - включают в себя общеизвестное и тем самым находят понимание.


В определенные моменты - наиболее важные для человека - внешний мир посылает ему своего рода подсказки, предупреждения. Но для того, чтобы понять истинный смысл этих "сигналов" нужно не выискивать для них рациональные объяснения, а отнестись к ним как к символам, которые можно понять прежде всего чувством и интуицией, а не рассудком.


Процесс предвосхищения - интуиция - является одной из основных функций души, а именно восприятием заключенных в ситуации возможностей. Это иррациональная, воспринимающая функция, которая оповещает, откуда это возникло и куда уйдет.
Ощущение, восприятие органами чувств - тоже иррациональная, воспринимающая функция, т. к. существенно зависит от объективного стимула, оно лишь говорит, что нечто существует. Чувство, в отличие от интуиции, рациональная (т.е. подобно мышлению управляющая функция). Отвечает, благоприятно это или нет.
Если же теперь мы собираемся сгруппировать содержания сознания, то начнем, согласно старому правилу, с положения: "Нет ничего в разуме, чего бы не было раньше в чувствах".

Сознательное как бы устремляется извне вовнутрь, в нас, в виде восприятий. Мы видим, слышим, осязаем и обоняем мир и тем самым его осознаем. Комплексная природа восприятия скорее физиологическая, нежели психическая.

За восприятием (перцепцией) следует процесс апперцепции, как проявление активности психики. Сложность апперцепции, напротив, психологическая. Мы можем обнаружить в ней взаимодействие различных психических процессов.

Процесс распознавания можно, в сущности, понимать как сравнение и различение с помощью припоминания: если, например, я вижу огонь, то содержащееся в моей памяти бесчисленное множество образов воспоминаний об огне вступает в связь с только что полученным образом огня; в результате сравнения и различения с этими образами памяти возникает знание, то есть окончательная констатация особенностей только что приобретенного образа. Этот процесс в обиходном языке называется мышлением. Мышление говорит нам, чем является что-либо.

Апперцепция также включает процесс оценки: огонь, который я вижу, вызывает эмоциональные реакции приятного или неприятного характера, кроме того, вызванные образы памяти также привносят с собой сопутствующие эмоциональные проявления, которые называют чувственным тоном. В результате предмет кажется нам приятным, желанным, красивым или отвратительным, плохим, негодным и т.д. В обыденном языке этот процесс называется чувствованием.

Далее, в качестве содержаний сознания можно выделить также процессы воли и процессы влечений. Первые характеризуются как направленные, вытекающие из процессов апперцепции импульсы, природа которых позволяет человеку действовать, так сказать, по своему усмотрению. Последние представляют собой импульсы, проистекающие из бессознательного или непосредственно из тела и имеющие характер зависимости и принуждения.

Процессы апперцепции могут быть направленными и ненаправленными. В первом случае мы говорим о внимании, во втором - о фантазировании, или "мечтании". Первые - рациональны. К последним же, в качестве седьмой категории содержаний сознания, относятся также и сновидения.

Бессознательное передает информацию в виде снов. Иногда сны зарождаются в духе, который носит не вполне человеческий характер, а является скорее дыханием природы. Их функция восстановить психический (природный) баланс, сновидческий материал восстанавливает - весьма деликатным образом - целостное психическое равновесие. Это Юнг назвал, дополнительной (или компенсаторной ролью) снов в нашей психической жизни. Многие кризисы в нашей жизни имеют долгую бессознательную историю. Мы проходим ее, шаг за шагом, не сознавая опасности, которая накапливается. Сон может предупреждать об опасности неадекватного пути.
Сон не может быть интерпретирован однозначно и вне контекста, отдельно от человека. Интерпретация символов сна учит нас понимать забытый язык инстинктов. Но не всем это можно делать без риска. Те, у кого психическое состояние настолько нестабильное, у кого сознание слишком отрезано, нуждаются в предварительной соответствующей подготовке.


Многие ученики Юнга продолжили изучение взаимодействия внешнего и внутреннего мира. Один из них - известный современный американский психотерапевт Арнольд Минделл. Он пишет, что помимо общеизвестных пяти чувств, доступных человеку, нам доступен еще один источник знаний об окружающем - "канал мира". Внешний мир способен беседовать с человеком как единое целое, на языке символов, необычных событий и совпадений. Этот язык способны были понимать древние маги и шаманы, сейчас это искусство почти полностью утрачено. Знание этого тайного языка позволяло людям жить в согласии с природой и друг с другом. По мнению Минделла, сегодня обращение к этой древней мудрости особенно необходимо, поскольку, очень возможно, что именно в ней мы сможем найти ключ к решению многих современных экологических и социальных проблем.

 

См. книги:
К. Юнг.Человек и его символы.СПб.1996
К. .Юнг. Алхимия снов. Четыре архетипа СПб.1997
К. Юнг. Структура души

Приглашаю всех, кто захочет поучаствовать в размышлениях.

ЗВОНИТЕ моб +7-921-345-80-71 САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
 
 
 
 

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ